8-16 декабря 2007 г. Художественная ярмарка «50/50. Искусство ХХ века», Центральный дом художника
Декабрь 2007 – март 2008 гг.
Галерея 2.36
120
графических работ 51 российского художника ХХ века
Она подобна молнии в сознании глаза – зигзаг, уловляющий неумолимое в движении жизни. Линия есть движение, его отражение, увековеченное, но и мерцающее вечно. Линия, включая в свои грани плотность формы и пропуская в ней все несущественное, упрощая форму, имеет в себе еще ту особенность, которая приводит произведение к пределу законченности.
Сдвиг, пропуск, ироническая гипербола делают линию мудрой. Линия самое минимальное средство в руках художника. Вот почему она требует и «культуры» глаза, и изобразительной воли.
Линия есть ближайший и скорейший изобразительный способ в творчестве.
Стихотворная форма рождается в длительном средоточии.
Искусство «глаза», искусство «видеть», обладая линией, через нее освобождается от формы немедленно. Ее творческий процесс так краток, как самая молния в сознании глаза.
Творческое сознание уже есть творческое изображение. Оно есть линия.
Графика ее труп. Не нужно смешивать этих понятий. Итак, линия доказывает, что творчество не только в компоновании формы, а и в немедленном изображении жизни, прошедшей через глаз, и изобразительная воля художника. Отсюда должны вытекать истинные законы «реализма». Его последняя и единая формула: реально не до «иллюзии», а реально до жути.
Вот почему художники, даже «самые невежественные», любят «натуру», и «отсебятина» им не нравится. Но это вызвано исключительно среди «реалистов-иллюзионистов» (академисты, импрессионисты). Как раз эта «отсебятина» в самый момент созерцания, так и во время работы. Сдвиг, пропуск, утрировка – все это та «культура» или, вернее, то понимание в искусстве, которое приводит через искания к самому себе.
Линия есть не только форма, но и цвет, отсюда – и свет и тень. Точно так же как стих, вмещающий в своей коротенькой форме целый мир, еще то, что больше, чем его форма, чем самый мир.
Вот почему учение о светотени, имеющие в своем основании шар, ризму, куб, умерщвляет форму и приводит к ее трупу.
В живописи линия много способствует колористическим тонкостям, обнажает грань формы, сообщает ей особую чуткость и законченность.
«Чеканность» формы – это то, что в произведении невидимо присутствует линия, как предел одной формы, соприкасающейся с другой, сдвиг которой уж был бы немыслим, ибо линия ее утверждает.
Борис Григорьев, эссе «Линия» из книги «Расея», Петербург, 1918